+7 (8142) 59 33 20
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Вам помогут
DSC00718
Тихонова Татьяна
Почта:
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
: 677-925-706
: karelianholidaysinfo
Тел.: 8 (8142) 59 33 20
 
hGinj J-N90
Шахнович Максим
Почта:
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
: 269-276-955
: omaximkao
Тел.: 8 (8142) 59 33 21
 

Муромский Успенский монастырь расположен на восточном берегу Онежского озера на полуострове, который в старину называли островом – Муромским или Мучь. Монастырь находится при впадении речки Муромки, соединяющей Онежское и Муромское озера.
Основание монастыря относят к XIV веку, хотя некоторые современные исследования дают основание усомниться в правоте этой датировки. В любом случае, Муромский монастырь – одна из древнейших общежительных обителей на карельской земле.
Об основателе монастыря – преподобном Лазаре известно, что он вырос и получил воспитание в Константинополе, потом жил в Кессарии у епископа Василия, строгого ревнителя иноческой жизни. Епископ Василий желал побывать в Великом Новгороде, о котором на Востоке знали от паломников, посещавших Святую Землю и Грецию. Желая иметь подобие Новгородской иконы Софии Премудрости Божией, он отправил к святому Василию священноинока Лазаря. Случилось это в 1352 году. Икона была вскоре написана и отправлена, а Лазарь остался жить в Новгороде при архиепископе Василии и жил при нем 9 лет; присутствовал при кончине святителя.
Обстоятельства основания монастыря изложены в «Завещании» Лазаря Муромского. События, происходящие в «Завещании» относятся к XIV веку. Некоторые историки оспаривают подлинность источника, ссылаясь на несоответствия в датах и путаницу с именами исторических деятелей. Однако, даже если этот документ – фальсификация, основан он, скорее всего, на сохранившихся в монастыря преданиях.
Итак, однажды ночью святитель Василий явился Лазарю и велел ему идти «в северную сторону, к морю, к острову Мучь, на озеро Онего». Лазарь сначала не внял велению святителя и тогда тот второй раз пришел к нему во сне. Явился он во сне и к владельцу полуострова Муромского новгородскому боярину Ивану Захарьевичу и приказал отдать остров иноку Лазарю для устроения там обители. Лазарю ничего не оставалось, как прибыть на остров Муромский и водрузить там для начала крест. Затем поставили часовню и хижину, но жившие по берегам Онежского озера лопари и чудь – «лопляне» и «самоядь» - выгнали инока и сожгли хижину. «Поведаю вам, братие, первее един аз прийдох на место сие святое... А живущи тогда именовалися около езера Онего Лопляне и Чудь — страшливые сыроядцы близь места сего живяху. Поведаю вам, братие, о таковых неблагодарных иноязычницех... Многи скорби и биения и раны претерпех от сих зверообразных человек. Не единоко бивше изгнаша мя от острова сего и хижю мою огню предаша. И сотвориша селитву близь мене с женами и детьми и пакости многи творяху ми и глаголаху: «калугере, останися места сего», и хотяху мя сыроядцы убити и тело мое в яд себе сотворити. Увы мне грешному! Многажды оставлях место сие святое».
Но когда преподобный чудесным образом исцелил сына лопарского старейшины от слепоты, язычники перестали оскорблять и преследовать Лазаря, а некоторые из них прониклись к его вере с любовью и доверием, обратились к Христу и даже приняли монашество. Вокруг Лазаря начали собираться монахи, которые «устрояли монастырь, расчищали пашни и питались своими руками».
Из «Завещания» следует, что при жизни преподобного Лазаря были возведены храмы Успения Божией Матери - на месте, где Лазарь видел "Жену светолепную, сияющую золотом, и благообразных мужей, поклоняющихся ей", Иоанна Предтечи – с трапезной и Воскрешения Лазаря. «…Освятил церковь Воскресенье друга Божия Лазаря». Если считать «Завещание» подлинным документом, то постройку церкви Воскрешения Лазаря надо отнести к концу XIV века. Однако современные специалисты по древнему деревянному зодчеству на основании анализа ее архитектурно-конструктивных деталей и композиционных особенностей считают наиболее вероятной датой ее постройки XVI век. Таким образом, церковь Воскрешения Лазаря - один из древнейших сохранившихся на территории нашей страны памятников деревянной архитектуры.
Церковь Воскрешения Лазаря оказалась за пределами киновии, "на гробищах", т. е. на кладбище. Преподобный Лазарь был старшим современником Сергия Радонежского, он и земной путь свой завершил всего на год раньше - 21 марта 1391 года, в возрасте ста пяти лет. Основатель монастыря был погребен у алтаря поставленного им Предтеченского храма. Мощи преподобного пребывают под спудом в том месте и по сию пору.
В 1612 году монастырь подвергся разорению «от немецких и литовских людей». В 1786 году был обращен в женский, а через год упразднен. От него остались три деревянные церкви: Успения (1686), Рождества Иоанна Предтечи (1673) и Богоявления Господня (около 1770), часовня в которой почивали мощи преподобного Лазаря и в роще за оградою – церковь Воскресения Лазаря.
Возрождение монастыря произошло в 1867 году и связано с именем И.И. Малокрошечного, пудожского почетного гражданина, богатого жертвователя – он внес 12 тыс. руб. Монастырь открыли с назначением традиционных для заштатных монастырей 7 монашествующих вакансий без пособия от казны. Одновременно в обители учреждался дом для престарелых и убогих.
В 1866 был возведен новый Успенский храм с двумя приделами - Рождества Иоанна Предтечи и Иоанна Рыльского. Над его притвором была устроена колокольня с 12 колоколами, один из которых – трехпудовый - был отлит еще при Василии Ивановиче в 1508 году. В 1891 году была построена и освящена каменная пятиглавая церковь Всех Святых, украшенная на северной и южной стенах вделанными над окнами овальной формы иконами преподобных Лазаря и Афанасия Муромских. (Афанасий Муромский был игуменом монастыря в середине XV в. и почитаем наравне с преподобным Лазарем). На втором этаже каменного корпуса расположился домовой храм святителя Николая. Главные святыни обители – мощи преподобных Лазаря и Афанасия Муромских - почивали под спудом в двух часовнях. Монастырь окружала каменная ограда. Обитель владела 36 десятинами 1679 саженей пахотной земли.
В 1886 году над древней церковью во имя Воскрешения Лазаря был поставлен деревянный храм большего размера – реликварий, стены и кровля которого стали своего рода футляром, укрывающим монастырскую святыню. Служба в ней совершалась только один раз в год, в Лазареву субботу. Деревянный футляр был построен на средства местного лесопромышленника А.Н. Русанова. В реликварий были заключены только две бревенчатые клети (алтарь и собственно церковь). Третью клеть - притвор, пристроенный позже, разобрали.
После установления советской власти в Карелии монастырское имущество было конфисковано, на территории монастыря проводились курсы сельхозинструкторов, жилые помещения отдали рабочим местного леспромхоза. В 1919 г. на месте обители была организована сельхозкоммуна им. Троцкого. После 1945 здесь располагался дом инвалидов, с середины 1960-х место запустело.
Древняя церковь Воскрешения Лазаря долгое время была заброшена. В 1954 г. архитектор А.В. Ополовников произвел ее замеры и сделал проект реставрации храма, в котором сохранился небольшой иконостас (царские врата, деисусный чин) XVI в. В 1959 году церковь разобрали и увязанную в плотах перевезли в Кижи, где она была реставрирована. Храм стал жемчужиной экспозиции и попал в список музейных реликвий как самый древний памятник деревянного зодчества, известный на территории России.
Возрождение монастыря началось в январе 1991. К концу XX в. сохранились белокаменные стены Успенского собора, остов церкви Всех Святых, разрушенный братский корпус. В настоящее время восстановлены: братский корпус, в котором разместились зимняя церковь святителя Николая, трапезная, кельи. Защитная часовня над Лазаревской церковью перестроена в летний храм, отреставрирована колокольня. Монастырь по прежнему остается местом строгой уединенной жизни. Связь с внешним миром отсутствует здесь месяцами.

Материалы взяты с сайта «Карелия. Культурный туризм» http://culture.karelia.ru